Этим летом в течение двух недель, в ресторане Cipriani на 42-й улице, в Нью-Йорке проходила выставка Patek Philippe.

Этим летом в течение двух недель, в ресторане Cipriani на 42-й улице, в Нью-Йорке проходила выставка Patek Philippe. Перемещаясь какое-то время по экспозиции вы начинали замечать новые аспекты бренда и его мастерства. Часовщики и художники, эмалисты, мастера гильоше и другие – все здесь представляют свое тонкое искусство.
От наручных часов до карманных и настольных, творения Patek Philippe были посвящены Америке, включая современность и образы ее истории, например, индейцы апсалоке на фоне пейзажей Дикого Запада на одних карманных часах, и старатели, моющие золото, на других. Некоторые из этих часов с эмалевыми циферблатами требуют многих часов ручной работы – нанесения сотен тонких штрихов кистью, состоящей из одного волоска, чтобы в конце концов создать целую сцену, в которой рассказывается история жизни.
Однако, звездой этой выставки стали отнюдь не наручные часы - и даже не одна из тех невероятно сложных моделей с эмалевыми циферблатами, которыми славится швейцарский бренд. На самом деле, ею стал образ коренного американца, чье обветренное лицо в полных регалиях индейского вождя пристально смотрело с задней крышки искусно отделанных карманных часов.

Даже среди множества уникальных коллекционных экземпляров и других американских тем, созданных брендом специально для выставки – видов Йосемитского национального парка и Долины Напа, старателей времен золотой лихорадки, ковбоев на лошадях – индеец выражал суровую и величественную харизму, еще более загадочную от того, что его образ не был нарисован на эмали, а тонко инкрустирован по дереву.
Этот процесс называется маркетри, и включает в себя не менее 304 крошечных щепок из 20 видов древесины, не говоря уже о 60 разных цветах, уложенных вручную на площади диаметром меньше 4,5 см - только в его ожерелье около 100 деталей. Как демонстрация сил в области декоративного часового искусства (одна из целей выставки Patek Philippe), эти часы рассказывают замечательную историю.
«Проектирование из дерева» вот как однажды описал процесс инкрустации один из ведущих мастеров в этой области. Вы отрезаете и приклеиваете микроскопические слои деревянного шпона. Вы работаете с деталями не толще 0,6 мм, истончая их до 0,3 мм – даже шлифовка может испортить их, так что у вас есть только один шанс.

Процесс такой же, как и три столетия назад: художник отрезает стопку из мельчайших кусочков шпона с помощью лобзика или ножниц, приклеивает их горячим клеем, а затем прижимает. «Существует около 130 видов древесины, которые можно использовать, и которые могут дать 60-70 натуральных оттенков», - говорит арт-директор Patek Philippe, Сандрин Стерн. «Настоящее искусство заключается в том, чтобы стыки между деталями и слоями были максимально незаметны».
Сегодня часы с циферблатом, выполненным в технике маркетри создают разные бренды, включая Chopard, Parmigiani, Ulysse Nardin и Cartier. Компания Chopard в сотрудничестве с Жеромом Буттесоном создала серию циферблатов с леопардами почти фотографической точности. А Cartier предлагает возможность такой отделки при изготовлении часов по индивидуальному заказу. Тем не менее, для наручных и карманных часов, это недавнее изобретение, и первый образец был создан Patek Philippe в 2008 году.
Создание художественного произведения такого уровня в миниатюрном масштабе часов требует не столько новой техники, сколько творческого подхода. В компании объясняют: «На самом деле, Patek Philippe открыл этот тип отделки почти случайно. Для своего клиента компания заказала презентационную коробку у исключительно одаренного мастера инкрустации. Мы были настолько впечатлены результатом, что предложили ему попробовать себя в миниатюре.» Мастер принял вызов, и так родилось новое искусство.
В Нью-Йорке были выставлены и другие часы с инкрустацией по дереву, как Американский белоголовый орел на фоне гор Роки-Маунтин, а также изображение Нила Армстронга, делающего первые шаги по поверхности Луны, с миниатюрными отражениями на его шлеме и Землей, светящейся на заднем плане.

«В отношении США нам очень повезло, - говорит мистер Стерн, - Потому что источники вдохновения здесь бесконечны. А еще потому что наша история на американском рынке началась в далеком 1850 году.»
Среди всего разнообразия и уникальности предметов, по дизайну или тонкости отделки, фаталистический взгляд индейского вождя, окруженный гравированным узором с инкрустацией из бирюзы и бриллиантов треугольной огранки – дает возможность сказать, что искусство декорирования часов действительно сделало шаг вперед. «Мне нравятся вызовы, мне нравится то, что сложнее всего сделать,» - говорит Стерн. И с этим трудно спорить.