Сортировать по цене Сортировать по наличию Сортировать по новинкам Состояние Тип Назначение Материал корпуса Покрытие корпуса Форма корпуса Функции Тип циферблата Цвет циферблата Браслет/Ремешок Водонепроницаемость Город
Украина +380964502000

Тайна морского хронометра «Arnold 294»

19 мая 1845 года два корабля Ее Величества, «Эребус» и «Террор», под командованием



19 мая 1845 года два корабля Ее Величества, «Эребус» и «Террор», под командованием капитана, сэра Джона Франклина, отправились из английского Гринхита в арктическую экспедицию. Ее задачей было пройти и нанести на карту последнюю часть Северо-западного прохода, который к тому моменту еще никто не проходил. Корабли сделали короткую остановку в порту Стромнес, прежде чем продолжить движение к заливу Баффина, открывающему путь в Арктику. Там европейцы видели два корабля и их экипаж в последний раз… Через три года по запросу леди Франклин были начаты поиски пропавшей экспедиции.
 
В следующие десятилетия рекордные 32 экспедиции были отправлены на поиски команды Франклина. Они обнаружили следы экипажа, но так и не нашли корабли. Вместе с «Эребусом» и его командой исчез и хронометр «Arnold 294», который был на борту корабля. По крайней мере, об этом сообщила Обсерватория, которая заведовала хронометрами королевского военно-морского флота: «Потерян в Арктике вместе с «Эребусом»…».
 
Спустя ровно сто лет, в мастерскую реставратора антиквариата были доставлены каминные часы. Это был корабельный хронометр, измененный почти до неузнаваемости, с вымаранным именем производителя и грубо набитым поверх него новым «Reynolds & Son». Но, главное, часы по-прежнему шли. Открыв часы, мастер обнаружил кое-что удивительное – все еще четкая гравировка на механизме гласила: «Arnold 294».
 
Восьмидневный морской хронометр
 
Корпус из позолоченной латуни, созданный из оригинальной чаши хронометра теперь был предназначен для вертикального расположения часов. На добавленных округлых ножках и с точеной ручкой сверху хронометр превратился в каминные часы.
 
Хронометр Arnold № 294, («Национальный морской музей»)
Хронометр Arnold № 294, («Национальный морской музей»)

Его размеры:  138 мм в высоту, вместе с ручкой, 106 мм в ширину и 73 мм в толщину. Мало что снаружи напоминало о происхождении часов. Тем не менее, позади корпуса остался поворотный заводной затвор оригинального хронометра.
 
Несколько деталей механизма подверглись замене. В частности, балансир и пружина баланса заменялись минимум один раз. Нынешний винтовой баланс, вероятно, был установлен в конце 1840-х - 1850-х годах, когда вид часов был изменен. Новые детали очень похожи на работу ателье Фродшама в тот период.
 
Циферблат диаметром в 92,2 мм сделан из посеребренной латуни с римскими цифрами и дополнительным секундным циферблатом, в центре которого написано «294». Кроме того, циферблат имеет надпись «Arnold London» и указатель запаса хода, размеченный от 1 до 7. Стрелки из вороненной стали также были заменены.
 
Секундная стрелка с «хвостом», свойственным более позднему стилю. А новая, расширенная на конце, минутная стрелка теперь соответствует укороченной оси минутного триба, (о замене свидетельствует углубление на месте, где находилась оригинальная втулка минутной стрелки с боковым винтом, фиксировавшим ее).
Также была проделана определенная работа по изменению отделки деталей механизма. Балансовый мост мог быть истончен в попытке скрыть гравировку и подпись мануфактуры.
 
Механизм хронометра Arnold № 294, («Национальный морской музей»)
Механизм хронометра Arnold № 294, («Национальный морской музей»)

Точно неизвестно, когда хронометр был переделан в каминные часы, но по стилю, похоже, что это произошло значительно позднее - возможно даже в 1920-х годах. Возможно в то же время на его циферблате была сделана надпись «Reynolds & Son».
 
Как говорит Джонатан Беттс, куратор «Морского музея», блестящий механизм хронометра не провел ни дня во льдах, подвергаясь воздействию соленых штормов. «Он никогда не был на открытом воздухе. Я видел карманные часы, возвращенные из той экспедиции. Они настолько разъедены, что невозможно открыть даже крышку. Условия в Арктике такие суровые, что хронометр заржавел бы в считанные дни, а за месяц превратился бы в груду лома».
 
Как же он пережил кораблекрушение, и кто превратил корабельный хронометр в каминные часы? И почему имя Джона Арнольда было изменено? Возможно, кто-то пытался скрыть имущество короны?
 
Один из найденных карманных хронометров экспедиции Франклина, («Национальный морской музей»)
Один из найденных карманных хронометров экспедиции Франклина, («Национальный морской музей»)

История хронометра
 
История хронометра начинается примерно в 1807 г., когда был куплен Адмиралтейством у Джона Роджера Арнольда. Как и всем военным хронометрам, ему был присвоен номер,  «Arnold 294». Инструмент был доставлен в Королевскую Обсерваторию, где находился склад Адмиралтейства, и в июне 1819 г. передан на корабль «Кенгуру», который служил как разведывательное судно. Сначала в Китае, потом в Вест-Индии - хронометр оставался на его борту до ноября 1827 г.
 
В июле 1832 г. хронометр отправился на новое судно «Вернон», и возвратился в Гринвич в ноябре 1836 г. А в 1837 г. его передали на «Бигль» под командованием Джона Викема.
 
С этого момента сведения о судьбе хронометра становятся неясными. Следующая и последняя запись в журнале датируется 26 июня 1886 г.  Она гласит: «Потерян в Арктике вместе с «Эребусом». См. письмо гидрографа и список от 1 декабря 1875 г». Единственное, что ясно из этого утверждения, что, по крайней мере, в 1875 г. в Адмиралтействе считали, что хронометр был передан на «Эребус».
 
Записи в журнале о передаче Arnold № 294 на суда королевского флота, («Национальный морской музей»)
Записи в журнале о передаче Arnold № 294 на суда королевского флота, («Национальный морской музей»)

Считается, что «Террор» и «Эребус» имели по 10 хронометров на борту. Большое количество хронометров было необходимо в длительных экспедициях. Некоторые из них выходили из строя, другие терялись. Иногда измерения долготы проводились на суше. Также хронометры брали в заливы, поднимались по рекам, слишком мелким для корабля. Кроме того, точность хронометров изменялась со временем. И, хотя проблема может быть решена с помощью интерполяции между показаниями, нет никакой гарантии, что изменения линейны, и часто это как раз - не так. Поэтому моряки пытались нивелировать ошибку через усреднение показаний большого числа хронометров, особенно, хронометров разных типов.
 
Документом, свидетельствующим о передаче хронометров на «Эребус», является расписка лейтенанта Генри Ле Весконта, сохранившаяся до наших дней. Датированная 10 мая 1845 г., она касалась 9 хронометров. Однако, «Arnold 294» среди них не упоминается. И все же, остается возможность, что десятый хронометр был передан на корабль позднее, с отдельной распиской, которая не сохранилась.
 
Но, если хронометр был на пропавшем корабле, то как вернулся в Англию? Возможно, он был украден?
 
На пути в Арктику для этого было всего несколько возможностей.
 
На пути в Арктику
 
Из шотландского порта Стромнес до Гренландии «Террор» и «Эребус» сопровождали корабли: грузовой «Ратлер» и транспортный «Баррето Джуниор». На острове Вейлфиш в заливе Диско экспедиция пополнила запасы продовольствия, а команда написала последние письма домой. Перед окончательной отправкой, на «Баррето Джуниор» с кораблей ссадили 5 человек, уменьшив команду до 129 человек.
 
Среди отправленных домой с «Эребуса» был некто Томас Берт, оружейный мастер. В своем последнем сообщении командер Джеймс Фитцджеймс писал, что Берт был уволен, как  «совершенно бесполезный».
 
Интересно, что человек с таким же именем несколькими годами ранее упоминается в анналах лондонского Центрального Криминального суда. В 1840 г. Томас Энтони Берт, 22-х лет, был осужден за кражу. Он украл несколько предметов одежды, а будучи допрошенным местным констеблем, сказал, что несет свой морской рюкзак.
 
Возможно, затаив обиду на офицеров корабля, Берт решил взять хронометр? Кто лучше всего мог бы скрыть происхождение хронометра, как не опытный мастер по металлу?
 
Там же, на острове Вейлфиш, была еще одна возможность… Хронометр мог быть взят с корабля для научных наблюдений, и был утерян или украден. Лейтенант Весконте, при этом, мог предположить, что он оказался на борту "Террора", и собирался вернуть его позже.
 
Последняя возможность представилась в конце июля 1845г. Ожидая подходящего момента, чтобы пересечь залив Баффина, «Эребус» и «Террор» встретились с китобойными судами «Энтерпрайз» и «Принц Уэльский». Офицеры экспедиции отбыли с визитом к капитану Даннету на «Принц Уэльский», а капитан «Энтерпрайза», Роберт Мартин,  беседовал в Джоном Франклином и Джеймсом Ридом, подойдя на своем корабле ближе к «Эребусу».
 
Однако, историки и Джон Бэттс считают самой вероятной другую историю. И начинается она на «Бигле»…
 
«Бигль»
 
В июне 1837 г. «Arnold 294» был передан на корабль «Бигль» под командованием Джона Клементса Викема. Это произошло сразу после возвращения судна из знаменитого кругосветного путешествия под командованием сэра Фицроя с Чарльзом Дарвином на борту.
 
По возвращении из кругосветного плавания в 1836 г., корабль какое-то время исполнял роль пакетбота, держась неподалеку от берега и доставляя почту и грузы. Но на этот раз «Бигль» отправлялся в Австралию. Его миссией было описание северного побережья Австралии и Новой Зеландии. Но по состоянию здоровья Джон Викем подал в отставку прямо посреди плавания в 1841 г. Командование кораблём перешло к Джону Лорту Стоксу, также был набран почти полностью новый командный состав. Одним из лейтенантов корабля был назначен Грэм Гор.
 
Гор случайно оказался на «Бигле». Его командировали в Австралию в 1840 г. для службы на корабле «Геральд». Прибыв в Сидней, он обнаружил, что его корабль уплыл. Услышав, что на «Бигль» нужен лейтенант, Гор вызвался на судно. Ему достались обязанности второго лейтенанта - должность, на которой офицер заботился о хронометрах и  наблюдал за их работой, чтобы отобрать наиболее точные. Как мы знаем, среди хронометров был и «Arnold 294».

«Бигль» близ берегов Австралии во время третьего путешествия. Акварель Оуэна Стенли, 1841 год«Бигль» близ берегов Австралии во время третьего путешествия. Акварель Оуэна Стенли, 1841 год
 
Потомственный моряк, Грэм Гор, определенно нравился капитану Стоксу. Его дед, Джон Гор, служил вторым лейтенантом у Джеймса Кука и четырежды обогнул свет на «Индеворе». «Унаследованный вкус к исследованиям и открытиям» сделали его, по словам Стокса, «очень удачным назначением».
 
Стокс и Гор быстро стали друзьями. В донесениях, а потом и в своей книге, Стокс хвалил способности Гора и рекомендовал его к повышению. В конце истории он описывает их возвращение в Лондон в 1843 г. К разочарованию Стокса, Гор так и не получил повышения, «и был вынужден искать его во втором путешествии на Северный полюс».
 
Через полтора года Грэм Гор взошел на борт лейтенантом «Эребуса» сэра Джона Франклина. И не только он, но и хронометры с «Бигля».

Командование судов «Террор» и «Эребус»Командование судов «Террор» и «Эребус»
 
Знакомство с хронометрами было преимуществом для Гора. Имея хотя бы одно испытанное устройство, калибровка остальных хронометров на судне становилась значительно проще.
Поэтому моряки старались брать с собой в плавание хронометры из предыдущих путешествий.
 
Гор, по-видимому, сформировал высокое мнение о нескольких инструментах. О корабельном «French 4214» и карманном хронометре той же марки, который, возможно, носил сам Стокс, когда командовал «Биглем». Верхняя часть футляра первого была найдена Чарльзом Френсисом Холлом в Арктике, а второй инструмент, очень поврежденный, был возвращен на родину, и сегодня находится в музее среди других реликвий Франклина. Третьим, вероятно, должен был стать «Arnold 294».
 
Назад к производителю
 
По возвращении из таких длительных плаваний, которое совершил «Бигль», и прежде, чем снова поступить на службу, все хронометры отправлялись к своим производителям - для чистки и настройки. Например, хронометр «French № 4214» с «Бигля» был отправлен в мастерскую изготовителя и более 15 месяцев находился там на подготовке к следующему путешествию «Эребуса».
 
Также как и «French 4214», «Arnold 294» по возвращении в Англию должен был отправиться в мастерскую. Но если это произошло, то где записи об этом?
 
Конечно, нельзя исключать, что записей не оказалось по недосмотру. С другой стороны, Обсерватория делала записи о приеме или передаче только тех хронометров, которые проходили через склад в Гринвиче. Если инструмент передавался напрямую, что было обычным делом, то  записи об этом не велись. Поэтому возможно, что записей не было потому, что хронометр отправили к производителю прямо с корабля. Это мог сделать тот же лейтенант Грэм Гор.
 
И здесь возникает еще один интересный вопрос: кого на тот момент он посчитал производителем?
 
Джон Роджер Арнольд умер в феврале 1843 г, за восемь месяцев до возвращения «Бигля». Его фирму выкупил Чарльз Фродшам, который мудро решил оставить знаменитое имя Арнольда в названии, и начал работу в его старом доме, на улице Стрэнд, 84 - как «Arnold & Frodsham». Однако, право обслуживать военные хронометры Арнольда, не перешло Фродшаму вместе с остальным бизнесом. Обо всем этом моряк, проведший несколько лет в Австралии, скорее всего, не знал.
 
В последние десять лет (1830 - 40 гг.) у Роджера Арнольда был партнер, Эдвард Джон Дент. Также Дент был доверенным поставщиком хронометров Арнольда и других инструментов в Королевскую Обсерваторию в Гринвиче. Вероятно, если бы «Arnold 294» вернулся с «Бигля» в Адмиралтейство, это было бы записано, и он был бы отослан именно к Денту. Но, если его отправили напрямую, то отправили бы в «Arnold & Frodsham».
 
Один из возможных дальнейших сценариев, что Грэм Гор сообщил в Обсерваторию об отправке хронометра на чистку, и, что он сам заберет его и доставит на «Эребус». Оставив его до последнего, весной 1845 г. офицер напомнил «Arnold & Frodsham», что хронометр должен быть готов к отправке экспедиции в мае, но компания просто не успела во время закончить работу. Поэтому Гор был вынужден отправиться без него, надеясь забрать его по возвращении.
 
Лейтенант так и не вернулся в «Arnold & Frodsham», а часовщики, не зная, что это собственность правительства, просто положили хронометр на полку дожидаться владельца. За годы он мог затеряться в груде старых вещей, которые Чарльз Фродшам унаследовал от Арнольда. Затем, в 1850-е, хронометр мог быть найден и оснащен более современным балансом и спиралью с обычной надписью Фродшама: «Реставрирован в «Arnold & Frodsham»», выгравированной на балансовом мосте.
 
Также, возможно, что только в 20-м веке старый хронометр превратился в каминные часы. Эта переделка могла быть сделана компанией «Reynold & Son», которая добавила часам верхнюю ручку, ножки и позолоту, и заменила стрелки.
 
Фирма «Reynolds & Son» действительно существовала. Это была компания-продавец  хронометров и других инструментов, которая, впоследствии, объединилась с «Lilley & Son», сформировав «Lilley & Reynolds».
 
Для ритейлеров того времени было обычным делом переименовывать часы и продавать их под своим именем. Они могли изменить гравировку на циферблате, затерев все упоминания об Арнольде и Фродшаме. В этом виде часы сохранились до 1975 г.
 
Наши дни
 
В декабре 1975 г. дилер антикварных часов, Мейрик Нильсон, из Тетбери графства Глостершир, разместил объявление в журнале "Antiquarian Horology". Среди прочих часов в объявлении был указан «восьмидневный дорожный хронометр» с подписью на циферблате «Reynolds & Son», №294. Однако опытный специалист мог легко распознать в нем переделанный хронометр Джона Арнольда.
 
Несколько месяцев спустя часы оказались в руках часового дилера в Вейбридже, который, скорее всего, выкупил их из имущества умершего часового реставратора, которому они принадлежали. К 1981 году, когда дилер решил расстаться с часами, они уже были подписаны правильно – «Arnold  London» - на механизме и циферблате.
 
Затем, 25 ноября 1981 г. часы объявились на «Chrisries», и описывались, как «часы, переделанные из морского хронометра – возможно, Чарльзом Фродшамом, «чье имя написано на крышке кожаного футляра»». Но тогда подписи на циферблате и механизме показались специалистам подозрительными, и часы были сняты с аукциона.
 
Вновь хронометр объявился уже 24 ноября 1987 г. в аукционном доме «Phillips» в виде лота № 93, и был выкуплен «Национальным Морским Музеем» Великобритании за 1590 фунтов. К сожалению, к тому времени футляра с ним уже не оказалось.
 
Так, спустя 150 лет, хронометр вернулся в то же здание в Гринвиче, бывшее когда-то складом Адмиралтейства. В ту же самую комнату, из которой он был выдан в 1837 г. - только теперь там находилась часовая мастерская специалиста музея, Джонатана Беттса, который и обнаружил удивительное происхождение часов в 2009 г.
 
Вскоре после открытия Беттса, в Канадской Арктике нашлись и сами корабли: Эребус - в 2014, и Террор – в 2016 г. В то же время, именно 2018 год может стать годом новых открытий для их истории. До настоящего времени все усилия археологов были направлены на сохранение реликвий от любопытных глаз и «черных» археологов. Но в этом году начинает работу масштабная экспедиция по исследованию кораблей, которая, возможно, также добавит новых деталей в историю с хронометром «Arnold 294».
Другие новости по теме
Самые старые часы Longines найдены американским коллекционером
28.11.2018 Самые старые часы Longines найдены американским коллекционером
Серебряные карманные часы типа «savonette» имеют необычно маленький номер - 183
Читать далее
«Грязная дюжина» - история коллекции часов
04.04.2018 «Грязная дюжина» - история коллекции часов
Для любителей часового искусства так называется коллекция из 12 часов с реальной, а не придуманной историей.
Читать далее
Rolex Ovettone – легендарные часы, о которых забыл мир
14.12.2017 Rolex Ovettone – легендарные часы, о которых забыл мир
В 1953 году сэр Эдмунд Хиллари стал первым человеком, который поднялся на Эверест.
Читать далее
Часы
Вход в личную коллекцию

Регистрация

Восстановление пароля