Часовые браслеты со сложной отделкой сегодня, кажется, переживают ренессанс...
Создание браслета коллекции Piaget Extremely Lady
Металлические часовые браслеты со сложной и неожиданной отделкой сегодня, кажется, переживают ренессанс. Декадентские и органические, текстурированные золотые элементы, ненадолго выйдя из моды, возвращаются вместе с любовью к стилю 1970-х.
Это происходит не только в мануфактурах, которые создали их изначально, как, например, давно экспериментирующая с отделками «Piaget». Новые имена, как «Chanel», также находят новые способы надеть часы на ваше запястье.
Чтобы найти первые известные часы с металлическим браслетом, вам придется обратиться к учетной книге «Jaquet-Droz & Leschot» от 1790 года. В ней есть запись о том, что «часы должны крепиться к браслету». Позже, в 1810 году, когда королева Неаполя попросила Аврааму-Луи Бреге создать для нее наручные часы, он представил ей овальный репетир на ремешке из волоса и золотых нитей.
Мужские часы Patek Philippe Ellipse 3545/2
Во время Первой мировой войны мужчины, для удобства использования, стали привязывать свои карманные часы к запястью кожаными ремешками, но для женщин они оставались ювелирными украшениями, помещенными в декоративные браслеты, которые для часовых домов создавали собственные или сторонние ювелиры. Неслучайно некоторые из брендов, которые в наши дни лидируют в отделке металлов, прежде чем начать выпуск часов, были известными ювелирными домами.
«В 1940-х годах были часы-браслеты, но они были более массивным, - говорит Дэниел Сомло, директор знаменитого лондонского винтажного бутика «Somlo Antling», - скорее, это был браслет со встроенными часами, а не единый аксессуар. Позже они стали более изысканными. В 1940-е - 1950-е годы, после Второй мировой войны, людей интересовала функциональность. Они искали надежные часы-инструменты для повседневной носки. Только в 1960-е годы вещи стали приобретать декоративность».
Отчасти из-за новой моды, - часовые корпуса становились тоньше, и браслеты должны были им соответствовать, - но также, благодаря развитию технологий и мастерства, в 1960-х - 1970-х годах появились интегрированные миланские браслеты. И теперь это касалось не только женских часов, мужские тоже стали тоньше.
Patek Philippe Calatrava 3802
Миланская сетка появилась в Италии еще в 13-м веке и использовалась для плетения тонких кольчуг. Она делалась из множества крошечных металлических звеньев, а потом подвергалась чеканке, которая обеспечивала сетке плотность и гладкость. Изначально весь процесс производился полностью вручную и больше 500 лет оставался «фишкой» итальянских оружейных мастеров и ювелиров.
В 1922 году немецкие ювелирные компании, как «Staib» и «Vollmer» впервые создали из миланской сетки часовые браслеты, вызвав рост популярности, продолжавшийся до конца 60-х годов.
«Создание миланского браслета - это непростая задача. Он проходит 85 шагов от сырого материала до финальной проверки», - говорит Хансйорг Фоллмер, совладелец и внук Эрнста Фоллмера, основателя семейной мануфактуры.
Breitling Superocean Heritage II B20 Automatic 44
Миланские браслеты были обычным явлением, как для классических часов, так для инструментов 30-х - 40-х годов и возродились в 60-х - 70-х годах. Когда «Patek Philippe» запустил свой «Ellipse» в 1968 году, его необычный овальный корпус, - предположительно, созданный на принципе «золотого сечения», (гармоничная пропорция, равная 1 : 1,6181), - был на кожаном ремешке. Но мануфактуре не потребовалось много времени, чтобы перенести его на гораздо более модный браслет из золотой сетки, созданный из миланской сетки. Также и «Omega» представила свои дайверские часы «PloProf 600» c немного более грубой интерпретацией сетки, известной как «shark».
Хотя сегодня, один из 10 часовых браслетов, выпускаемых компанией, являются традиционными, созданными вручную изделиями, большинство из них изготавливается с помощью машин. «Каждое звено браслета отдельно штампуется из листового металла толщиной от двух до четырех миллиметров, - объясняет Фоллмер, - а затем ему придается необходимая форма. Также оно может быть обработано фрезеровкой или даже с помощью дополнительных профильных стержней. После этого звенья связываются друг с другом».
В последние годы миланский стиль вернулся, составив альтернативу и кожаным ремешкам, и металлическим браслетам. Но его возвращение стало чем-то большим, чем простая новизна стиля. Мягкие как кожа и прочные как металл, миланские браслеты обладают преимуществами обоих. Сегодня многие люксовые бренды, как «IWC», «Breitling» или «Zenith» предлагают сетчатые браслеты в своих коллекциях, и даже «Apple» использует миланскую сетку для своих часов.
Ювелиры Piaget скрывают конструктивные элементы под золотой текстурой
Тем не менее, пока многие компании предпочитали простые браслеты, позволяя миланскому плетению говорить за себя, другие, как «Piaget», «Bueche-Girod» и «Boucheron», все это время экспериментировали с ручной отделкой, создав десятки различных фактур, в основном вдохновленных ювелирными тенденциями. Наряду с ультратонкими калибрами и ювелирными часами, золотые браслеты с оригинальными дизайнами стали одним из ключевых нововведений «Piaget» в 1960-х - 1970-х годах.
Еще одним отражением позитивности 1960-х годов - с их растущей популярностью авиаперевозок, автомобилей, цветным телевидением и всеобщим увлечением инновациями - стали творения Эндрю Грима. Он всегда предпочитал текстурированное золото полированному. Линейка «About Time», созданная Грима для «Omega» в конце 1960-х годов, и сегодня очень популярна среди известных дизайнеров-коллекционеров.
Часы Omega от Эндрю Грима
Но еще до того, как начать работать с Грима, «Omega» изобрела технологию «компрессии разноцветного золота». В 1960 году «Omega» представила линию уникальных часов, в золотом корпусе и браслете которых смешивалось 18-каратное золото нескольких оттенков. Согласно Музею «Omega» в Бьенне, технология «позволила сплавить чередующиеся слои золота разных тонов - голубого, розового, желтого и белого - в похожие на мозаику паттерны». На тот момент это было техническим прорывом, подобным сегодняшнему изобретению «Ceragold».
Женские часы Omega с мозаичным браслетом из разноцветного золота
Идея золотой текстуры стала настолько популярной, что даже «Rolex» присоединился к тренду, создав часы с древесной текстурой. «Природные текстуры в ювелирных украшениях вошли в моду в 1960-х - 1970-х годах. По всей видимости, она началась, с нефтяников Техаса», - говорит Пол Алтери, основатель и генеральный директор платформы по обмену подержанных часов «Rolex» «Bobs Watches». «Ювелиры стали изготавливать украшения с природными мотивами и помещали древесный мотив на все, от часов и браслетов, до оружия. Тренд не остался незамеченным со стороны «Rolex», и вскоре, (примерно в 1965 году), они начали предлагать «древесную текстуру» в мужских и женских часах «President». Позднее компания также предложила этот стиль в модели «Datejust».
Rolex Day Date President с текстурированным безелем и браслетом
Некоторые из часов «Rolex» того времени имеют фактурный акцент на центральных звеньях браслета или на безеле, а некоторые - на обоих. Владельцы подобных часов отмечают, как великолепно этот браслет играет со светом. Сегодня такая фактурная отделка особенно ценится среди любителей необычных винтажных «Ролексов». Выпуск часов с такой отделкой продолжался до середины 1990-х годов, а потом был прекращен».
Но не только «Rolex», впоследствии, прекратил экспериментировать с фактурами. Как и в случае с множеством других декоративных искусств, «кварцевый кризис» поставил все на паузу. Швейцарская часовая индустрия перешла в режим выживания, а это не подразумевало трату времени и денег на украшения.
Один из намеков на возрождение пришел в 2016 году от «Audemars Piguet», когда компания представила часы «Royal Oak Frosted Gold» с чеканными корпусом и браслетом во флорентийской стиле.
Audemars Piguet Royal Oak Frosted Gold Limited Edition, 41 мм
Повторяя технику изготовления первых браслетов подобного рода, дом «Audemars Piguet» обратился ни к кому иному, как к знаменитому итальянскому дизайнеру Каролине Буччи. Вдохновленный тем, как Буччи сочетает свой «Royal Oak» с текстурированными золотыми браслетами, СЕО компании Франсуа Беннахмии, попросил Буччи разработать такую же технику для часов. С ее помощью инструмент с граненым наконечником покрывает золото текстурой, похожей на изморозь и сверкающей как бриллианты.
Работа заняла нескольких месяцев, пока Буччи и «Audemars Piguet» пытались найти баланс между блеском и удобством - с одной стороны, и формой «Royal Oak» - с другой, но усилия, окупились сполна созданием модели, спрос на которую намного превышает предложение. Интересно, что «Frosted Gold» вызвали большой интерес со стороны мужской аудитории, хотя были задуманы как ювелирная интерпретация женской версии «Royal Oak».
Chanel Boy.Friend Tweed
«Нам потребовалось семь попыток с разной глубиной чеканки, чтобы получить нужный результат, - объясняет Мария Сантильяна, бывший менеджер по маркетингу бренда, - Если текстура слишком глубокая, он цепляется за одежду, слишком мелкая – не дает достаточного блеска. В какой-то момент Франсуа уже было решил, что это не сработает, но Каролина сказала, что ей просто нужно больше времени». В результате получился браслет, который выглядит мерцающим, как будто инкрустированный бриллиантами, без единого камня.
Еще один «иллюзорный» дизайн представила компания «Chanel», которая прикрепила на часы «Boy.Friend» ремешок, сделанный как будто из стального твида. Для эффекта, имитирующего самую известную ткань модного дома, стальные нити в нем переплетены в том же стиле, что и в знаменитых твидовых жакетах «Chanel». Затем браслет подвергся теснению твидовым мотивом. Этот эффектный элемент дизайна, заставляющий металл выглядеть как ткань, также применил дом «Dior» для часов «La D de Dior Satine», в которых чеканка на миланском браслете имитирует фирменную репсовую ленту «Christian Dior».
Коллекция Extremely Lady от Piaget
Отдавая дань богатым традициям превращения золота в роскошные текстуры, «Piaget» начала 2018 год с запуска коллекции «Extremely Lady». И, если овальный корпус часов - это отсылка к 1960-м годам, то браслеты нечто совершенно новое. С названиями «мех», «изморозь» и «дерево» они созданы из драгоценного металла, отчеканенного вручную таким образом, чтобы структура браслета исчезла, а вместо нее появилась соответствующая фактура. В результате, изысканный браслет с шелковистой текстурой мерцает, как редкая кожа. А также, подобно природным элементам, метод гарантирует уникальность каждых часов.